8 трендов голландского дизайна

23 октября 2019

Dutch Design Week  (19–29 октября 2019) — Неделя голландского дизайна в Эйндховене остается событием, которое формирует новые смыслы в дисциплине. Именно ими заняты умы выпускников голландских дизайн-школ. И, как бы авангардно эти идеи не звучали сегодня, завтра они становятся частью индустрии и не только голландской.

Data as material / Данные как материал

Дизайнеры все больше совершенствуют свои навыки в цифровом мире. В интернете можно собирать информацию и делиться знаниями, как никогда раньше. Если физический мир построен с использованием традиционных материалов, таких как дерево или камень, то цифровой мир создается с использованием данных. Область науки о данных получает растущее внимание дизайнеров по всему миру. Это междисциплинарная область, которая использует научные методы, процессы, алгоритмы и системы для извлечения знаний и уникальной информации. Нам предлагают задуматься, как мы включаем цифровые данные в физический мир? Как ими можно обмениваться? Как мы можем защитить личные данные? Как сохранить знания и сделать их доступными для будущих поколений?

Growing design / Растущий дизайн

За последние несколько лет популярность набрали материалы на биооснове. Они CO2-нейтральны, идеально подходят для круговой экономики, а иногда даже положительно влияют на изменение климата. Биологические отходы, такие как сосновые иголки и кофейная гуща, превращаются в новое сырье, но также дизайнерами используются живые материалы, которые не создаются, а выращиваются — например, мицелий грибов, легкий и прочный, который может применяться как компонент строительного материала. Созданная с его помощью «живая» архитектура призвана сблизить человека с природой. Материалы на основе биологических ресурсов — потенциальное сырье будущего.

Re/Connect / Пересоединение

Современные технологии позволяют нам связаться с друзьями в считанные секунды. Мы можем позвонить по скайпу, отправить текстовое сообщение или использовать социальные сети, чтобы общаться с людьми со всего мира. Но не становится ли сложнее разговор лицом к лицу, не выстраивает ли это стену вокруг нас в физическом мире? Дизайнеры пытаются разрушить эти стены, чтобы мы могли восстановить связь друг с другом. Они создают интерактивные проекты, которые стимулируют социальное взаимодействие между незнакомцами. Цифровой мир сегодня не имеет границ, мы можем путешествовать, посещать музеи или концерты, не выходя из дома. Поэтому еще одна задача, которая требует решения, — воссоединение наших тел с физическим пространством, в котором они находятся.

Back to earth / Назад к земле

Новые технологии помогают переосмыслить старые существующие материалы, делая их актуальными снова — сегодня и в будущем. В их числе керамика, которая используется на протяжении тысячелетий. Глина — это отличный материал для работы руками, к тому же экологичный: ее можно использовать повторно даже после обжига. В своих проектах дизайнеры соединяют ремесленный подход и инновации. Например, фрезерование влажного фарфора или глины создает новые узоры, своего рода «отпечатки пальцев» машины. Добавление биоматериала делает глину прочнее и позволяет использовать ее для печати на 3D-принтере. Интерес представляет и специальная глина, которая затвердевает при воздействии воздуха: она позволяет быстро преобразить конструкции, например, из картона или пластика.

The invisible designer / Невидимый дизайнер

Дизайнеры критически оценивают окружающий их мир. Сегодня это важно как никогда. Они рассматривают задачи, с которыми сталкивается наше общество, такие как изменение климата, загрязнение окружающей среды, социальные и культурные проблемы. Когда приходится иметь дело с такими вещами, дизайн становится отправной точкой для поиска решения. Дизайнер не просто предлагает какой-то проект сам, но предоставляет инструменты, с которыми начинает работать общество. Он повышает их осведомленность о серьезности проблемы и одновременно вовлекает в поиск возможного решения.

The Museum of Design / Музей дизайна

Дизайнер вовсе не обязательно должен делать осязаемые, утилитарные объекты. Это может быть абстрактная концепция, которая подвергает сомнению такие темы, как функциональность, производство или эстетика. Или предлагает новый опыт. Но если функциональные объекты можно использовать дома, то к чему относятся концепции, идеи и опыт? Тенденция The Museum of Design коллекционирует эти абстрактные дизайны. Авторы размышляют о том, как бы выглядел мир дизайна, если бы был музеем? Как современные дизайнеры переосмысливают работы классиков, таких как Геррит Ритвельд, чья мебель — это больше, чем просто утилитарный предмет, она выражает видение общества, подход к материалу и социальные взгляды? Может ли концептуальный дизайн быть реализован до такой степени, что объект становится больше не нужен?

Save us / Спасите нас

Тема спасения — обширная и находит отражение в разных сферах. Одна из самых больших проблем — сохранение окружающей среды. Идей множество — от замены привычных строительных материалов, таких как бетон, натуральными, особенно деревом, до использования новых технологий, например, сочетания цифрового дизайна и 3D-печати на камне. Спасти дизайн-студии, которые необходимы для работы и которые становятся более открытыми и многофункциональными. И, конечно, спасти себя. Мы хотим жить в хорошем месте, желательно построенном максимально устойчиво, хотим окружить себя прекрасными предметами и хотим чувствовать себя хорошо. Как? Должен помочь дизайн: сделать мир немного более человечным и, следовательно, более дружелюбным.

The Power of ‘We’ / Сила «Мы»

Главная тема тренда — возможности сотрудничества. Дизайнеры нередко объединяются и работают вместе, но при этом поощряют друг друга следовать своим собственным индивидуальным путем. Дизайн-дуэты отмечают десятилетия успешного сотрудничества. Студенты часто представляют свои работы под знаменем своей школы. Кураторы в сфере дизайна стараются объединить работы на экспозиции, чтобы коллекция предметов рассказывала публике некую связанную историю.

Источник