Phillips: топ-лоты аукциона дизайна

25 октября 2019

Лондонский аукцион Phillips, посвященный предметному дизайну, зафиксировал новые рекорды. Общий итог сентябрьских торгов —  4,9 млн долл., что намного превышает ожидаемые цифры.

Из 156 лотов аукциона, выделяются отличные продажи героев послевоенного итальянского дизайна — предметов Джо Понти, Джино Сарфатти, Пьерлуиджи Джиордани, Карло Скарпы и др.

Рекорд продаж побил шедевр Пьетро Кьезы. Шкаф-бар с подсветкой, созданный в 1939 году продан за 287 500 ф. ст. (370 013 долл.).  В нем гармонично сочетаются элементы модернизма и функционализма. Волнообразная форма изогнутых стеклянных дверей шкафа, деревянная рама из шпона красного дерева и прочные трубчатые латунные ножки заменили традиционную для этого жанра инкрустацию и позолоту. Экспериментируя как с эстетическими, так и с техническими возможностями современных ему материалов, Кьеза украсил поверхности своей мебели, используя стекло.

Макс Ингранд. Зеркало, ок. 1955 г. Продано за 7 500 ф. ст

За 100 тыс. ф. ст с более чем двукратным превышением эстимейта продан складной кофейный столик Джо Понти, выполненный мастером в поздние годы. Великий архитектор и дизайнер проектировал вплоть до конца своей жизни в 1979 году. Он неутомимо изобретал различные концепции и стремился создать новый мир «от ложки до города». В 1970 году, когда ему было почти восемьдесят лет, он придумал серию Apta, которая переворачивала типологию домашних предметов.

Прототип складного кофейного столика по дизайну Джо Понти, ок. 1970. Эстимейт 30 000 – 50 000 ф. ст, продан за 100 000 ф. ст.

Понти в эти годы выступает за новую концепцию мобильных и складных предметов, в основе которых петли и ролики (колеса). Они были компактными, их было легко передвигать и трансформировать. Он могли быть и плоскими, и трехмерными.

Прототип складного кофейного столика по дизайну Джо Понти, ок. 1970. Эстимейт 30 000 – 50 000 ф. ст, продан за 100 000 ф. ст.
Джо Понти. Письменный стол, ок.1951. Эстимейт 60 000 – 80 000 ф. ст. Продан за 193 750 ф. ст.

Итальянские вещи, еще недавно воспринимавшиеся как винтаж, растут в цене. Редкое квадратное зеркало 1939 года Карло Скарпа продано с двукратным превышением эстимейта за 27 500 ф. ст., лампа-трансформер 1955 года Джино Сарфатти —  32 б500 ф. ст., креденца L’Architettura 1970-х  Пьеро Форназетти — за 47 500 ф. ст.).

Йорис Ларман. Bone, 2008. Эстимейт 180 000 – 220 000 ф. ст. Продано за 237 500 ф. ст.

В топе продаж оказались мраморное кресло Йориса Лармана (237 500 ф. ст.),  бронзовые светильники Арман-Альбера Рато (проданы за 175 000 ф. ст.) и деревянный стол по дизайну Ле Корбюзье для зала судебных заседаний в Чандигархе (137 500 ф. ст.).

Арман-Альбер Рато. Светильнкии для интерьера Жанны Ланван. JПариж, около 1924. Эстимейт 70 000 – 90 000 ф. ст. Проданы за 175 000 ф. ст.
Ле Корбюзье. Minister’s desk. Спроектирован для зала судебных заседаний в Чандигархе, 1955-1959. Эстимейт 50 000 – 70 000 ф. ст. Продан за 137 500 ф. ст.
Гаэтано Пеше. Прототип напольной лампы Moloch. Продан за 87 500 ф. ст.

Из вещей, чьи цены не достигла 100 тысяч ф. ст. — один из шести прототипов монументального (2,6 м) светильника Гаэтано Пеше 1971 года выпуска (продан за 87 500 ф. ст.) Пеше назвал торшер в честь древнего бога аммонитов Молоха, которому левантийские племена приносили детей в жертву. Лампа Пеше — парафраз знаменитой настольной лампы Арне Якобсена L-1 (1937 ) — норвежский производитель Luxo выпустил более 25 млн ее экземпляров.

Барбро Нильссон. Ковер Hantverkets matta, 1947. Уникат. Эстимейт 30 000 – 50 000 ф. ст. Продан за 81 250 ф. ст.

Обратил на себя внимание и лот, выручка от которого (81 250 ф. ст.) целиком пошла на благотворительность и поддержку шведских ремесленников. Это ковер по дизайну Барбро Нильссона, руководителя студии Märta Måås-Fjetterström. Рисунок уникального ковра, который долгое время хранился в Стокгольмской ассоциации ремесленников, выполнен в единственном экземпляре.

Барбро Нильссон. Ковер Hantverkets matta, 1947. Уникат. Эстимейт 30 000 – 50 000 ф. ст. Продан за 81 250 ф. ст.
Луис Дюрот, стул Spirale, спроектирован в 1968 г. Продан за 9 375 ф.ст.
Рон Арад, шезлонг Blo-Void 1, 2006 г. Эстимейт 40 000– 60 000 ф. ст.

Новый скромный рекорд был также установлен для Нормана Фостера, чей Arc Table 2015 года получил самую высокую цену для этого дизайнера — 16 250 ф. ст. (за десять лет цена выросла на 30 %). И для Рика Оуэнса — его рогатая скамейка 2016 года почти в три раза превзошла эстимейт. Ее купили за 18 750 ф. ст.

Норман Фостер, стол Arc, 2015 г. Эстимейт 10 000 – 15 000 ф. ст. Продан за 16 250 ф. ст.
Рик Оуэнс, скамья Stag, 2006. Эстимейт 5 000 –7 000 ф. ст. Продана за 18 750 ф. ст.