100 лет дизайна: стол Superstudio — символ 70-х
17 июля 2019Стол Quaderna (1970) по дизайну Supertstudio — символ дизайна 70-х и материальное воплощение провидческой идеи сетчатой «cуперповерхности», окутывающей планету, — интернета.
Группа Superstudio — это студенты-архитекторы Флорентийской академии, объединившиеся в 1966 году, чтобы изменить мир и предложить новую модель жизни в то время, когда критика стала самым важным жанром. Группа Superstudio подхватила настроение тотального обновления.
За 12 лет своего существования самым ярким проектом, предложенным Superstudio, оказалась фантастическая «суперповерхность». Пророческое представление о поверхности нашей планеты как о «суперповерхности», заменяющей объектный мир сеткой, оказалось более чем жизнеспособной идеей. Они предполагали, что эта «суперповерхность» даст возможность подключаться к источникам тепла, электричеству и солнечной энергии.
Они размышляли над идеей constant monument — некоей сетчатой магмы, которая способна окутывать все вещи вокруг. Черно-белые квадраты в работах Superstudio стали признаком неизменной регулярности, устойчивости.
«Сетчатую» мебель (а кроме стола коллектив Superstudio придумал полную обстановку на все случаи жизни) вполне можно считать идеальным выражением этой главной идеи архитекторов. Сетка появляется в работах творческого объединения очень часто: она присутствует в коллажах, арт-работах, одежде-униформе, инсталляциях.
Но, что важнее, образ черно-белой клетки полностью совпал с образом вполне реальной, а не вымышленной, архитектуры того времени. Мебель «в сеточку» называли самой архитектурной за всю историю мебели. Нарочитость, преднамеренность черно-белой геометрии обнаруживала сильную теоретическую концепцию.
Эти предметы увидел Аурелио Дзанотта, владелец компании Zanotta, один из самых передовых бизнесменов своего времени, обладавший великолепным вкусом и коммерческим чутьем. Он всегда говорил: «Мы должны добраться до самой сути предмета и предъявить ее миру в чистом и логическом виде. Если все характеристики будут честными, если модель будет выполнена правильно, мы получим вневременный объект».
Аурелио Дзанотта предложил Superstudio выпускать эту мебель большими тиражами, а не экспериментальными сериями, настолько она увлекала многих. Так появилась Quaderna. Для покрытия столов и других предметов использовали специальный ламинат (по дизайну Superstudio его производила компания Abet Print под названием Misura).
Предметы формировали искусственный пейзаж, элементы которого можно было наращивать до бесконечности. Эта отвлеченная геометрия в интерьерах до сих пор выглядит сильно и просто.
Сейчас рисунок наносят на ламинат цифровым способом. Размер каждой клетки, как и прежде — 3х3 см. Размер столешницы самого популярного стола этой серии, модели 2830 — 180х81 см, высота 75 см.