100 лет дизайна: светильник Canned Light
5 ноября 2019Инго Маурер (1932-2019), великий дизайнер в области световых технологий, считал, что проект успешен только в случае, если он вызывает у людей эмоции. Всю жизнь он делал светильники, вызывающие сильные чувства, а также выпускал вещи других дизайнеров, которые ему нравились. Один из ярких примеров — объект Canned Light по проекту Кристофа Матиаса и Хагена Счека, выпущенный под брендом Ingo Maurer.
«Свет может быть чувственным. Он может быть утешительным, он может быть даже опасным. Он выходит за рамки науки, природы или даже искусства — он так же силен, как и сама жизнь», — говорил Маурер. Его стремление скрестить свет с искусством отразилось в прототипе двух немецких дизайнеров.
С одной стороны, это классический conversation piece — некая интерьерная деталь, которая становится поводом для улыбки, шутки и начала разговора. с другой — светильник хорошо отражает протест самого Инго Маурера против «идейно безупречного» и слишком сосредоточенного на самом себе дизайна. Ему нравилось провоцировать людей и снижать градус буржуазности, нарастание которого он наблюдал на выставках дизайна всю свою жизнь.
Для того, чтобы понять, что привлекло Маурера в этой «консервной банке», нужно вспомнить его биографию. После школы он учился на наборщика, а также изучал графический дизайн в Мюнхене. Работа графика была его основным занятием довольно продолжительное время: в 1960 Маурер уехал из Германии в США, где работал в Нью-Йорке и Сан-Франциско в качестве внештатного графического дизайнера. В 1963 году он вернулся в Германию и основал Design M, компанию, производящую лампы по собственным проектам. Позднее компания была переименована в Ingo Maurer.
Немецкий светодизайнер Кристоф Матиас около 15 лет проработал в команде Ingo Maurer, сделал ряд самостоятельных инсталляций для коммерческих проектов в Германии. Матиас недавно основал Lichtlauf, собственную светотехническую компанию в Мюнхене.
«Мне повезло учиться у многих компетентных людей, — рассказывает Кристоф Матиас. — До знакомства с Инго я занимался только тремя измерениями как дизайнер. У него я открыл что-то совершенно новое, это было четвертое измерение. Сегодня мое видение пространства определяется светом. Свет очень простой, прямой, он никогда не идет за углы. Свет и тени меняются. Мы же хотим постоянно чувствовать пространство и чувствовать себя в нем комфортно. Как под водой, когда солнце светит сквозь поверхность. Как в детстве с фонариком под одеялом. Свет — это универсальный язык. Наш мир состоит из света».