Ремесленные традиции: исторические сорта дерева и новые способы обработки
4 декабря 2019Дерево — один из первых материалов дизайнера и до сих пор один из самых популярных. Благородная древесина красива и долго стареет. Технологии, впрочем, способны добавить ей еще пару десятков лет жизни — в этом материале рассказываем, как дерево использовали приверженцы стиля ар-деко 1920-х и какие ноу-хау из арсенала фабрики Giorgio Collection способны продлить ему жизнь сегодня.
Дерево в традиции ар-деко
Зародившийся в начале 1920-х годов ар-деко воспевал торжество жизни, а потому был предельно роскошным и изысканным. Главными двигателями ар-деко в массы стали крупные парижские универмаги начала века — они создали свои отделы декорирования, чтобы обеспечить потребителей всем, от мебели и светильников до коктейльных бокалов. Дизайнеры-приверженцы стиля использовали в своих работах соответствующие роскошному флеру материалы: хром и бакелит, слоновую кость и мрамор. Но в основе их мебели всегда было дерево — исключительно редких пород и лакированное до стеклянного блеска. Поверхности предметов тщательно покрывали многими слоями смол — они добавляли древесине не только благородное сияние, но и годы жизни. Лакированную мебель тех лет передавали по наследству и до сих пор продают с молотка — выглядит она по-прежнему достойно.
ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ПОРОДЫ ДЕРЕВА, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИ В СВОЕМ ПРОИЗВОДСТВЕ АМЕРИКАНСКИЕ ДИЗАЙНЕРЫ АР-ДЕКО. РАЗВОРОТ ИЗ КНИГИ РИКА ЭММЕТА «АМЕРИКАНСКАЯ МЕБЕЛЬ В СТИЛЕ АР-ДЕКО», ВПЕРВЫЕ ОНА БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА В 1935 ГОДУ.
Чаще всего в производстве мебели использовали твердые породы древесины, например, черное дерево, или макассар. Его привозили с индонезийского острова Сулавеси, и стоило оно баснословных денег. Использовали также виниры — очень тонкие деревянные пластины из экзотических пород вроде привезенного из Западной Африки зебрано, танзанского ореха, ливанского эвкалипта и красного дерева из Мозамбика. Одна из интересных пород — клен «птичий глаз» c выпуклыми точками на поверхности. Такие деревья встречаются на севере Европы, в Канаде и Соединенных Штатах, а использовали их, в первую очередь, американские мебельные дизайнеры, тяготевшие к французскому варианту стиля ар-деко.
КОМОД ПО ДИЗАЙНУ ГЛАВНОГО АДЕПТА АР-ДЕКО 1920-Х ГОДОВ, ЖАКА-ЭМИЛЯ РУЛЬМАНА, И ЯРКИЙ ПРИМЕР СТИЛЯ — ЛАКИРОВАННОЕ ДЕРЕВО ЗДЕСЬ ДОПОЛНЕНО ИЗЯЩНОЙ ИНКРУСТАЦИЕЙ, ЧУТЬ БОЛЬШЕГО, ПРАВДА, ФОРМАТА, ЧЕМ ЭТО БЫЛО ПРИНЯТО.
Один их характерных примеров мебели в стиле ар-деко 1920-х годов — комод французского дизайнера Жака-Эмиля Рульмана. Текстуру дерева он использовал, в том числе, чтобы подчеркнуть легкий и воздушный дизайн своих предметов — красные полоски деревянного среза рифмуются с тонкими, чуть изогнутыми ножками комода. Дополнительный элемент дизайна — инкрустация пластинок слоновой кости и перламутра, из которых складывается изображение женщины, усмиряющей лошадь.
Новые способы обработки
Современные мебельные бренды не столько воспроизводят старый стиль, сколько переосмысляют его в современном ключе. Отсюда — знакомая роскошь, но в более лаконичной, под стать современности, формации, как у Giorgio Collection. Основанный 60 лет назад в итальянском регионе Брианца, он обращается к традициям ар-деко, но делает это максимально бережно.
МЕБЕЛЬ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ COLISEUM, GIORGIO COLLECTION. ОСОБЕННОСТЬ СТОЛЕШНИЦЫ — ДЕРЕВЯННЫЙ СРЕЗ, КОТОРЫЙ НАПОМИНАЕТ РАСХОДЯЩИЕСЯ ОТ ЦЕНТРА СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ. СОЛНЦЕ — ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРА АР-ДЕКО, И ГЛАВНЫЙ ДИЗАЙНЕР БРЕНДА ДЖОРДЖИО СОРЕССИ АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЕТ ЭТОТ ОБРАЗ В СВОИХ ПРОЕКТАХ.
Экзотические сорта дерева в предметах марки получают новое обрамление в виде отделок из полированной стали и мрамора — инкрустации из металла и камня экологичнее перламутра и слоновой кости, но смотрятся не менее выигрышно.
МОДУЛЬНЫЙ КНИЖНЫЙ ШКАФ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ALCHEMY, GIORGIO COLLECTION. ОБЛИЦОВАН ШПОНОМ ИЗ АФРИКАНСКОГО ПЛАТАНА С ГЛЯНЦЕВЫМ ПОЛИЭФИРНЫМ ПОКРЫТИЕМ. ДВЕРЦЫ С ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ ОБИТЫ НАТУРАЛЬНОЙ КОЖЕЙ С ТИСНЕНИЕМ «ПОД ИГУАНУ», А ВНУТРИ ПОКРЫТЫ ГЛЯНЦЕВЫМ ПОЛИЭФИРНЫМ ПОКРЫТИЕМ ЦВЕТА СИНЕГО КОБАЛЬТА.
Но важно здесь не только это. Большая заслуга бренда — в использовании новых технологий, недоступных его предшественникам. Так, чтобы продлить своей мебели жизнь, компания Giorgio Collection придумала использовать для отделки и защиты своей продукции особый материал — полиэстер или полиэфирное покрытие, ноу-хау фабрики. Технически, эта особая синтетическая смола, которая наносится на поверхность мебели вручную путем распыления в пять и более слоев. Материал решает сразу несколько задач. Во-первых, полностью прозрачное покрытие раскрывает глубину текстуры дерева и подчеркивает красоту деталей отделки. Во-вторых, полиэфирное покрытие делает мебель практически вечной. Это единственная в своем роде отделка, которую можно восстанавливать раз за разом вручную, без каких-либо трудоемких процессов.
МЕБЕЛЬ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ABSOLUTE, GIORGIO COLLECTION. СПИНКИ КРЕСЕЛ ОБЛИЦОВАНЫ ШПОНОМ МАНЬЧЖУРСКОГО ЯСЕНЯ ЦВЕТА «МОККО» С ГЛЯНЦЕВЫМ ПОЛИЭФИРНЫМ ПОКРЫТИЕМ И ИНКРУСТИРОВАНЫ ХРОМИРОВАННОЙ НЕРЖАВЕЮЩЕЙ СТАЛЬЮ.
Обращаясь к современным технологиям, Giorgio Collection не забывает о главном — итальянских традициях деревообработки. Фабрика сотрудничает с лучшими мастерами Брианца — региона, известного своими мастерами-краснодеревщиками, которые поколениями создают мебель с ярлыком «Made in Italy».