Тканое великолепие: что смотреть на выставке фламандских шпалер
6 ноября 201922 ноября фонд In Artibus и Государственный Эрмитаж открывают выставку «Тканое великолепие. Фламандские шпалеры XVI-XVII веков». Тканые ковры на исторические, библейские, пасторальные и аллегорические сюжеты из коллекции Эрмитажа и частных собраний покажут в Москве впервые. Рассказываем о полотнах, которые стоит рассмотреть подробнее.
Строго говорят, шпалера — это тот же гобелен, но если гобелены ткутся на парижской мануфактуре Гобеленов, шпалерами называют аналогичные по технике стенные ковры, выполненные на других мануфактурах, и в данном случае в центре внимания оказывается Фландрия.
Всплеск интереса к шпалерному ткачеству пришелся на XV-XVIII века — время расцвета мануфактур Франции, Италии, Нидерландов и Фландрии. Рынок постоянно расширялся, и любой европейский правитель считал необходимым украсить свои лучшие апартаменты роскошными стенными коврами, чье количество в одном только доме нередко достигало нескольких тысяч. Шпалеры не только украшали интерьер, но и утепляли каменные стены, служили перегородками и занавесями.
ШПАЛЕРА «ВСТРЕЧА ИАКОВА И ИОСИФА» ИЗ СЕРИИ «ИСТОРИЯ ИОСИФА»(?). ФЛАНДРИЯ, БРЮССЕЛЬ, 1590-1610-Е. ШЕРСТЬ, ШЕЛК; ШПАЛЕРНОЕ ТКАЧЕСТВО.
246×340 СМ. КОЛЛЕКЦИЯ ИННЫ БАЖЕНОВОЙ
В отличие от вышивки, сюжеты шпалер наносятся не поверх полотна, а плетутся одновременно с ним — техника шпалерного ткачества трудоемка и сложна, поэтому стоили они гораздо дороже картин. От ткача требовали знания не только рисунка, но и колористического чутья — нередко он сам подбирал оттенок шерсти, переплетая основу разноцветными нитями утка. Каждая цветовая плоскость выполнялась отдельно — мастер будто бы рисовал рисунок цветовыми пятнами. Но главная особенность шпалер — их наполненность смыслами, которые просматриваются за простыми сюжетными зарисовками.
ШПАЛЕРА «ВОЗВРАЩЕНИЕ С ОХОТЫ». ФЛАНДРИЯ ИЛИ ФРАНЦИЯ, ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI В. ШЕРСТЬ, ШЕЛК; ШПАЛЕРНОЕ ТКАЧЕСТВО.
233,5 × 268 СМ. КОЛЛЕКЦИЯ ИННЫ БАЖЕНОВОЙ
«Читать» шпалеры можно как ребусы, обнаруживая новые подтексты и намеки в каждом неслучайном изображении. Изображенный на заднем плане корабль может символизировать военный договор между двумя государствами, страус — обозначать веру в бога, заяц — беззащитность, упование на судьбу и, в то же время, плодородие. Познание этих смыслов может подсказать точную дату изготовления полотна, а также его заказчика. Поэтому одна из важных задач выставки — познакомить зрителя не только с исторической технологией производства шпалер, но и научно-популярный экскурс в их традиционную иконографию. Так, сопровождать тканые безворсовые ковры на выставке будут гравюры того же времени на аналогичные сюжеты и керамические панно и блюда XVI-XIX веков.
ВЫШИТОЕ ПАННО «АЛЛЕГОРИЯ МИРА ГЕНРИХА II». ФРАНЦИЯ, НАЧАЛО 1560-Х. ШЕРСТЬ, ШЕЛК; ВЫШИВКА ГОБЕЛЕНОВЫМ ШВОМ ПО ЛЬНЯНОЙ ТКАНИ.
236×352 СМ. КОЛЛЕКЦИЯ ИННЫ БАЖЕНОВОЙ
Кроме этого, ведущий специалист по истории шпалерного ткачества, хранитель коллекции тканей и шпалер Государственного Эрмитажа Татьяна Лехович прочтет курс научно-популярных лекций, посвященных истории шпалерного производства в Европе. 26 ноября будут рассказывать о шпалерном ткачестве от античности до начала XX века, 27 ноября — об истории европейского шпалерного ткачества XV-XVI вв, 28 ноября — о шпалерном ткачестве эпохи барокко: с конца XVI до XVIII века.
Выставка пройдет 22 ноября — 29 февраля 2020 в выставочном пространстве фонда In Artibus по адресу Пречистенская набережная, 17.
На обложке: Фрагмент шпалеры «Игра в гуся» Из серии «Любовь Гомбо и Масе» Фландрия, Ауденарде, 1590-е–1610-е. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 216×300 см. Коллекция Инны Баженовой.